|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА» В ДЕТСКОМ САДУ. ЧТО ЭТО?»
Большое внимание в детском саду уделяется развивающей предметно-пространственной среде.
Дети в детском саду проводят большую часть дня, и мы — воспитатели, стремимся использовать разный подходы и принципы зонирования развивающего пространства. Правильно организованная предметно-развивающая среда предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения жизненного опыта, возможности для всестороннего развития.
Одним из элементов этой среды является технология «Говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, владея необходимой информацией, имеет широкий выбор для своей деятельности и может по-своему конструктивно использовать подготовленный педагогом материал.
Немного истории возникновения этой технологии.
О технологии «говорящая» среда мы впервые услышали из вебинара Ю.В. Илюхиной в начале 2021-2022 учебного года. Нельзя утверждать, что весь семинар стал открытием, поскольку всегда в развивающей среде группы нами использовались схемы, карточки-подсказки, алгоритмы и другие дидактические пособия для самостоятельной деятельности детей.
Однако, подходы, которые использовала Ю.В.Илюхина, действительно оказались инновационными. В первую очередь, нами взято на вооружение то, что мы, как педагоги оптимально включаем ребенка в создание развивающей среды группы.
Что же это такое- «говорящая» среда? «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей. Это, по сути, третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, воплощает в жизнь свои задумки и идеи.
Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость, быть взрослым и самому принимать решения. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в игре, детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье.
Воспитатель, используя эту технологию, не является неким «тормозом», который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а, наоборот – помощник, который устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и взять то, что ему необходимо для творчества, для игры, для пространства, где он сможет побыть один, используя любую мебель в группе и т. д. Ребенку в условии «говорящей» среды условно можно всё!!!
Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в данных условиях является словом «паразитом».
Что же дает технология «говорящей» среды?
«Говорящая среда»- создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФОП ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи «Говорящей среды»: создать условия
–для проявления познавательной активности детей;
–для творческого самовыражения;
– создать атмосферу эмоционального комфорта.
С технологией «Говорящая среда» дети гораздо быстрее запоминают дни недели, время суток, времена года, как меняются сезоны, что такое год, сколько длится месяц, когда произойдет то или иное событие, и, вообще, как течет время, такое непонятное им.
Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в группе, что, безусловно, помогает чувствовать себя свободно и комфортно, воплощать все задуманные идеи.
Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду, да и сами мамы и папы незаметно для себя включаются в это занимательный процесс, что, опять, же не маловажно в работе детского сада.
Педагогу «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие и индивидуальную работу с ними. Педагог таким образом «рулит» всей жизнью групповой ячейки.
Экран настроения учит наших детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства. А экран приветствий поднимает настроение с утра.
У детей часто возникает желание участвовать в трудовой деятельности, но дома родителям некогда, хочется сделать все быстро, а дети, в силу своего возраста, еще не успевают за ними. Так в уголке дежурства дети средних групп могут самостоятельно поместить свою фотографию в кармашек Уголка дежурств, и помочь накрыть на стол, полить цветы, приготовить необходимое к познавательной деятельности. А дети старшего дошкольного возраста - сами написать на магнитной доске, кто сегодня дежурит. И совсем не важно, правильно или с ошибками написано имя. Также дежурный может заполнить число, месяц, год и день недели, опять же повторяя все эти данные.
Во всех группах нашего детского сада и даже в коридорах педагогами организованы центры активности, которые обогащаются и наполняются в соответствии с выбранной темой недели, проекта. Их наполнение может создаваться не только силами воспитателей, но и руками детей и их родителей.
Так у нас в саду появились и прекрасно себя показали «скамейка дружбы», «птичья гостиная», стена «мульти-пульти» и многое другое, где не только дети, но и родители, ожидая ребенка может с удовольствием и пользой провести несколько минут.
Поэтому мы в своей работе с удовольствием используем «говорящую» среду на радость детям, родителям и конечно же себе.